Впервые методика веб-квеста была предложена в феврале 1995 года профессором университета Сан-Диего Берни Доджем в соавторстве с Томасом Марчем. Работая со студентами-практикантами, Додж предложил им сформировать свое мнение по проблеме («будет ли полезна им на уроках программа Archaeotype»), изучив информацию, содержащуюся на нескольких сайтах, поучаствовав в видео-конференции и т.д. С тех пор разработанная им модель приобрела популярность у западных и российских коллег.
В целом, опираясь на разработки Б. Доджа, можно выделить такие важные особенности веб-квеста: постановка проблемной задачи, подбор ссылок на сайты таким образом, чтобы работа над заданием учила не только пересказу полученных знаний, но и приближала к решению близких к жизненным ситуаций, стимулируя самостоятельно искать ответ, формировать собственное мнение, использовать творческий подход.
Можно сказать, что веб-квест - это активная работа с информацией, а не только ее пассивное приобретение и трансляция. Таким образом, веб-квест учит не только искать, но и анализировать, адаптировать информацию, давая релевантный изначально поставленной задаче ответ, который может быть оформлен в виде презентации, веб-страницы и так далее.
Для проведения веб-квеста можно выбрать определенное количество заданий из предложенных, предоставив участникам квеста ссылки как подсказки для нахождения ответов. Итогом может стать презентация, в которой будут отражены все ответы на вопросы.
Квест – это новая модель интерактивного обучения, позволяющая в активной форме закреплять знания, учиться работать с информацией, осваивать методы анализа информации, навыки коммуникации в группе.
Квест может не только помогать обучающимся осваивать компетенции, но и в динамичной, привлекательной для молодежи форме стимулировать интерес к изучению языка, истории и культуры родного края.
Квест как игровая форма работы с информацией воспринимается более легко, стимулирует интерес к учебе, мотивирует на более углубленное изучение материала.
Квест быть частью практики студентов (для педагогов, филологов, социологов): проведение студентами квестов для школьников помогает студентам приобретать коммуникативные навыки при взаимодействии с аудиторией разных возрастов.
В целом, данный квест может быть использован при изучении русского языка, литературы, русской культуры XIX в., он позволяет познакомить учащихся с биографией В.И. Даля, показать его личность в контексте эпохи, способствовать творческому знакомству с «Толковым словарем живого великорусского языка».
При выборе вопросов и заданий для квеста педагог определяет, какая из целей будет доминирующей: обучающая, познавательно-информационная, междисциплинарная. Вопросы, в соответствии с поставленными целями, могут быть нескольких категорий.
Во-первых, блок вопросов, которые знакомят учащихся с биографией В.И. Даля. Часть из них разработана с использованием виртуальной выставки «Назначение человека, чтобы делать добро», размещенной на сайте naslediedal.ru/vystavka
Во-вторых, в квесте могут быть вопросы, позволяющие поработать с пословицами, собранными В.И. Далем и его «Толковым словарем живого великорусского языка». Для ответов на данные вопросы необходима дополнительная информация: использование подсказок с шифрами, которые заранее предоставляются при выполнении задания.
Работа с подобными заданиями имеет еще и воспитательную функцию, если зашифрованы пословицы, собранные В.И. Далем: при выборе пословиц следует обращать внимание на те, которые связаны с такими понятиями, как «учеба», «наука», «добро», «знание», «мудрость». В зависимости от количества участников, можно менять задания, дополнять их новыми.
В-третьих, задания, которые показывают связь деятельности и творчества Даля с эпохой в целом, с другими деятелями русской науки и культуры XIX века. Подобные задания могут быть использованы для междисциплинарного квеста, семинарского занятия, проектной работы и т.п.
Таким образом, квест – как одна из современных интерактивных форм обучения, позволяющая через использование информационных технологий модернизировать образовательный процесс. Такая форма закрепления материала обеспечивает более активную вовлеченность в образовательный процесс, стимулирование интереса к изучению русского языка, литературы, к русской классической культуре XIX в., помогает развивать навыки аналитической и исследовательской деятельности, и, таким образом, является одной из современных форм повышения эффективности учебного процесса.